В ЕНУ состоялся круглый стол «Образовательные программы: состояние и перспективы»

13 декабря на транспортно-энергетическом факультете состоялся круглый стол на тему «Образовательные программы: состояние и перспективы» с участием работодателей и выпускников. Организатор мероприятия – кафедра «Стандартизация и сертификация».

Как известно, повышение конкурентоспособности экономики любого государства зависит от подготовки кадров. Рынок труда постоянно изменяется, появляются новые профессии. Одним из факторов, влияющих на рынок труда, является технологические изменения.

С 2012 года в Республике Казахстан проводится большая работа  по разработке национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов. Одним из ключевых этапов данной работы является гармонизация требований рынка труда и системы образования.

На данном этапе предстоит серьезная работа организаций образований по разработке образовательных программ совместно с работодателями. Это анализ рынка труда, формулирование компетенций, результатов обучения и критериев, привязка к ним инновационных технологий обучения.

Создание модульной образовательной программы начинается с изучения требований работодателей. В результате анализа профессиональной деятельности формируется Модель компетенций. Большую роль в этом процессе осуществляют выпускники образовательной программы. Именно они могут ответить, насколько полученные ими знания, умения и навыки пригодились в профессиональной деятельности, оправдали ли они требования своих работодателей. Их предложения по совершенствованию образовательных программ имеют большое значение при разработке образовательных программ.

В Казахстане уже имеется опыт разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов. В данном контексте необходимо отметить активное участие кафедры стандартизации и сертификации в разработке Отраслевых рамок квалификаций и разработке профессиональных стандартов в сфере технического регулирования и метрологии.

В работе круглого стола приняли участие сотрудники РГП «КазИнСт», РГП «КазИнМетр», ТОО «Фирма Жанабет», ТОО «АБК-лаборатория», ТОО «Management System Astana», ТОО «KazExpert Group», профессорско-преподавательский состав кафедры, магистранты и студенты, выпускники бакалавриата и магистратуры  специальностей 5В073200 – «Стандартизация, сертификация и метрология», 6М073200 – «Стандартизация и сертификация», 6М075000 – «Метрология».

С презентацией «Разработка образовательных программ на основе компетентностного подхода» выступила заведующая кафедрой «Стандартизация и сертификация», доктор технических наук, профессор Бахыткуль Байхожаева.

В своем докладе она остановилась на принципах компетентностного подхода к обучению, этапах формирования образовательной программы, формировании результатов обучения и критериев их достижения.

На результатах проектирования модулей образовательных программ остановилась в своем докладе кандидат технических наук, доцент Фатима Ермаханова.

Работодатели и выпускники приняли активное участие в обсуждении образовательных программ.

Заместитель начальника Управления отдела обучения, сертификации и научной работы РГП «Казахстанский институт стандартизации и  сертификации» КТРМ МИР РК Арай Байзакова дала ценные рекомендации по структурированию и модуляризации образовательных программ. Также она предложила включить дисциплины по государственному контролю (надзору) продукции, что является актуальным для Таможенного Союза.

Эксперт по техническому обследованию зданий и сооружений Антон Лейман заострил внимание участников круглого стола на таких компетенциях выпускников, как умение разрабатывать техническое задание на проектирование средств измерений, умение определять соответствие характеристик материалов полуфабрикатов, готовых изделий нормативной документации и др. Далее эксперт остановился на  проблемах прохождения студентами практик, создании филиала кафедры на базе ТОО «АБК-Лаборатория». 

Арман Казиев, руководитель Органа по сертификации систем менеджмента ТОО «KazExpert Group», начальник поверочной лаборатории ТОО «Гамма Сервис ЛТД», обосновал включение таких дисциплин, как энергоаудит, оценка неопределенности, методики выполнения измерений, управление проектами, риск-ориентированный подход.

Жакия Шаиков – начальник лаборатории ТОО «АБК-лаборатория» – акцентировал внимание присутствующих на умениях и навыках обучающихся, которые необходимы при контроле качества продукции. 

Заведующая лабораторией РГП «Казахстанский институт метрологии» КТРМ МИР РК Гюльмира Бектурганова и главный специалист Гулайхан Суйеубаева, выпускница кафедры «Стандартизация и сертификация» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, предложили внести в образовательную программу магистратуры «Метрология» такие дисциплины, как «Законодательная метрология», «Международные организации по метрологии». Как отметили представители РГП «КазИнМетр», в настоящее время происходит много изменений в законодательстве в области метрологии, и обучающиеся должны их знать.

В обсуждении образовательных программ приняли представители Департамента по академической политике ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Урал Килибаева, руководитель практики университета, в своем выступлении остановилась на вопросах практической направленности изучаемых дисциплин, вопросах качества прохождения обучающимися практики. Ведь во время практики обучающиеся имеют возможность не только закрепить теоретические знания, но и приобрести необходимые навыки и умения.

Производственная и учебная практики являются значительным вкладом в подготовку будущих технических кадров. Учебная практика проводится в лабораториях кафедр, и было бы лучше, если бы предприятия разрешали проводить на их базе отдельные экскурсии. Проблема производственной практики часто связана с нахождением места практики. Многие студенты, желающие получить практические навыки, зачастую не могут найти  предприятие, которое может обучить студента.

Айгуль Егинбаева, главный  специалист отдела учебно-методической работы Департамента по академическим вопросам ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Она остановилась на проблеме мониторинга, оценки и пересмотра образовательной программы.

  

В обсуждении активно участвовали преподаватели кафедры, студенты и магистранты.

Также были внесены некоторые изменения в состав Комитета по разработке образовательных программ. По окончании работы круглого стола принята резолюция.