БУДУЩЕЕ – В РУКАХ ПЕДАГОГА

 

Парламентом одобрен Закон «О статусе педагога». Значимость данного события определяется тем, что впервые законодательно прописаны права и обязанности педагога. Кроме того, в данном документе представлен целый комплекс мер, который включает основные направления формирования положительного имиджа профессии педагога, создание необходимых условий для его плодотворной деятельности, социальной защищенности. По сути, в Законе представлена современная модель социальной защиты и поддержки работников образовательных учреждений.

К примеру, предусматривается расширение социального пакета, поощрения, нематериальные вознаграждения. Местные исполнительные органы обязали создавать благоприятные условия, дополнительные стимулы и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

Законом предусматриваются права педагога в области профессиональной деятельности. Как известно, роль педагога является ведущей в подготовке кадров. Положения нового Закона дают возможность преподавателям раскрыть свой творческий и исследовательский потенциал, мотивируют их на включенность в научно-исследовательскую деятельность.

Сегодня преподавательский труд – это не только сочетание деятельности по формированию компетенций у студентов, но и участие в разработке образовательных программ, новых способов коммуникаций со студентами, научно-исследовательской деятельности.

Изменение условий преподавательского труда в казахстанской высшей школе связано с развитием новых форм организации образовательного процесса, переходом организаций высшего и послевузовского образования на автономию, формированием университетами новых образовательных стратегий. Появляются новые запросы со стороны потребителей образовательных услуг, включая дистанционные формы и открытые образовательные ресурсы. Другими словами, происходит технологическая модернизация преподавательского труда, меняются его занятость и нагрузка. К качеству педагога в новом Законе предъявляются особые требования.

Деятельность педагога высшей школы – разновидность сложного труда. Это высококачественное и длительное образование, значительные финансовые затраты на подготовку педагога высшей школы, интенсивная интеллектуальная подготовка, продолжительное становление как педагога. Педагог должен не только понимать цель, смысл, предназначение своего труда, грамотно мотивировать, быть компетентным. Он должен развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенции, самостоятельность, творческие способности.

Особое внимание в Законе уделено гибким навыкам, развитию у обучающихся социальной компетентности: «….необходимо воспитывать детей в духе уважения к закону, правам и обязанностям человека (гражданина), высокой нравственности, патриотизма, уважения к родителям, старшим, семейным ценностям, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству и символам, бережного отношения к окружающему миру».

На мой взгляд, воспитательная работа должна проводиться и в вузах. Формирование личности юношеского возраста продолжается в условиях обучения в вузе. Основная воспитательная задача в период обучения в вузе состоит в том, чтобы с одной стороны помочь студентам-первокурсникам адаптироваться к новым условиям обучения.

Другая задача – формирование их студенческого коллектива. И здесь личный пример должен подавать сам преподаватель. Его культура, эрудиция, моральные качества, внешний вид, речь должны быть образцовыми.

Ещё одна особенность высшего образования – поощрение творчества, инициативы, самостоятельного добывания знаний. Закон обязывает педагогов постоянно повышать квалификацию и компетенции по воспитанию обучающихся. Несколько слов об оценке качества педагогической деятельности. Квалификацию, творческий потенциал педагога никакими цифрами не измеришь. Компетенции преподавателя являются одним из факторов успешного формирования человеческого капитала страны.

 В новом Законе указано, что статусом педагога обладают, наряду с соответствующим образованием, лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах.

В 2018 году был утвержден профессиональный стандарт «Педагог», в концептуальную основу которого положена модель современного педагога. Стандарт ставит перед педагогом задачу овладения новыми профессиональными компетенциями: работу в информационных средах, работу в условиях реализации модели инклюзивного образования и др.

Особое внимание уделено общепедагогическим, воспитательным, развивающим функциям педагога, выполнение которых позволит педагогу стать конкурентоспособным. Существенные изменения, произошедшие в последние годы в сфере высшей школы Казахстана, предъявляют особое внимание и к проблемам магистратуры научно-педагогического направления. Это обусловлено возросшей потребностью к уровню педагогического мастерства преподавателей вуза, а также новыми ценностями вузовского педагога не только как профессионала, но и наставника молодежи.

Всё это требует обсуждения образовательных программ, методов и методики преподавания, организации самостоятельной работы, практики, написания магистерской диссертации.

Особого внимания заслуживает качественное проведение педагогической практики. Она играет большую роль в подготовке магистров. Самостоятельная подготовка к проведению учебных занятий, участие в разработке методических и учебных пособий помогает лучше ориентироваться в научно-информационном и образовательном пространстве. Проведение занятий развивает культуру речи и общения, позволяет упрочить навыки систематизации данных, изложения материала в логической последовательности.

Как известно, высокий уровень образования позволяет получать более высокие доходы. К примеру, в нашем университете с сентября повысили заработную плату профессорско-преподавательского состава в два и более раз. Разработаны и внедрены качественно новые подходы к отбору преподавательского состава, стимулированию притока молодых кадров; созданы условия для постоянного научного роста профессорско-преподавательского состава.

Как говорил американский педагог Арнольд Томпкинс: «Образ жизни Учителя – часть его профессионального вооружения». Считаю, что принятый Закон «О статусе педагога», несомненно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса и подготовки инновационных кадров для экономики страны. Так как повышение статуса, как известно, предполагает повышение ответственности.

 

Байхожаева БахыткульУзаковна,

доктор технических наук, профессор,

заведующая кафедрой

 «Стандартизация, сертификация и метрология»

ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

 

С материалом можно ознакомиться на сайте: https://bilimdinews.kz/?p=81938