«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ» - ПРОГРАММА, КОТОРАЯ ВДОХНОВЛЯЕТ

Арпабеков Муратбек Ильясович

 д.т.н., профессор

 

 Программа «Рухани жаңғыру» была разработана на основе положений статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая опубликована 12 апреля 2017 года. В ней обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, войти в 30 развитых государств мира. Программа предусматривает несколько проектов, направленных на достижение этих целей.

 Нурсултан Назарбаев предложил также разработать программу «Туған жер» («Родная земля»). По его словам, со временем эта программа расширит свои границы и перерастёт в программу «Туған ел» («Родная страна»). Программа предусматривает масштабную работу в сфере образования, в экологической сфере, в благоустройстве населённых пунктов, а также восстановлении культурных объектов и исторических памятников. Необходимо «увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности».

Кроме того, Нурсултан Назарбаев считает необходимым разработать проект «Жаһандағы заманауи қазақстандық мәдениет» («Современная казахстанская культура в мире»). Задача проекта рассказать об уникальности национальной культуры всему миру. Чтобы это сделать, по словам главы государства, отечественная культура должна заговорить на всех шести языках ООН – английском, русском, китайском, испанском, арабском и французском.

Президент Казахстана обратил внимание и на необходимость сохранить «национальный код» и культуру, потому как без них не может быть никакого возрождения. Однако, при этом, чтобы вырваться вперёд, по его словам, необходимо "отречься от регрессивных, отсталых проявлений прошлого, которые мешают развитию нации". Например, глава государства призывает искоренить землячество. Нурсултан Назарбаев напомнил, что Казахстан строит меритократическое общество, где каждого оценивают по профессиональной компетенции.

Президент подчеркнул, что век радикальных идеологий остался позади, и стране сейчас нужны понятные и направленные на будущее ориентиры.

Будущее современного человеческого сообщества  зависит не только от уровня  технического и  экономического роста, но и от качества человеческого капитала. «В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории» (Н.А.Назарбаев) [1] . Программа модернизации общественного сознания позволяет  объединить интеллигенцию, молодежь, представителей всех слоев населения вокруг идей, провозглашенных Елбасы Н. Назарбаевым.

Новый формат модернизации системы образования обусловлен важностью меняющегося времени. Каждый член общества должен знать, что образование – фундамент успеха будущего.     Чрезвычайная  ситуация  в Казахстане, связанная  с пандемией  коронавируса,  незамедлительно отразилась на  учебном процессе во всех образовательных учреждениях: школах, колледжах, вузах. Решение правительства республики о введении карантийных мер в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья казахстанцев изменило привычную форму получения образовательных услуг.  В том числе и в сфере обязательного образования на всех ступенях обучения. Но благодаря своевременным и решительным действиям  государства  и министерства образования, студенты и школьники сегодня  продолжают учиться и готовиться к завершению текущего учебного года в форме дистанционного обучения.

Казахстанские вузы признают, что диалог в образовании приобретает в настоящее время новое качественное измерение и наполнение.  Президент отметил, что нужно воспользоваться возможностями кризиса и радикально реформировать образование, науку и здравоохранение.

Процесс перехода обучающейся молодежи на рельсы дистанционного обучения был связан со многими известными проблемами: большая нагрузка на сети Интернет-провайдера в связи с одновременным переходом   многомиллионной армии  обучающихся на всех уровнях образования и обучения на дистанционную форму обучения.
Однако, во-первых, благодаря централизованным усилиям правительства и Министерства образования по решению создавшихся проблем, во-вторых, появлению различных обучающих программ, онлайн-курсов и вебинаров, положение выравнивается.

Модернизация образования в сфере высшей школы реально осуществляется  в нашей стране уже сегодня и нацелена на качественное обновление преподавателя и студента. Сегодня процесс образования осуществляется   в условиях экстремального диалогического взаимовлияния педагогических концепций, критической переоценки собственных теорий. Появляется новый уровень образования, отвечающий требованиям современности. В связи с глобальными вызовами XXI века назревает качественное изменение статуса электронной  системы    обу­чения со  статуса  технологии до статуса качественной формы обучения  (не будем останавливаться на том факте, что казахстанское образование уже имеет опыт дистанционного обучения). На наш взгляд, успешность дистанционного обучения зависит от мотивации как преподавателя, так и студента. А мотивация простая - без образования никогда не состоится  настоящая духовная традиция. В данном случае, преподаватель - студент, учитель  - ученик - это главные  лица, несущие традицию как участники диалога. Вузы и школы понимает суть и значимость работы в этом направлении:  как отметил  Н.Назарбаев в Программе «Рухани жаңғыру»: «Будушее творится в учебных аудиториях» [1]. 

Доминирующим в предстоящей новой методологии образовательного процесса становится направленность на диалогическое общение и взаимообусловленность рефлексии педагогов и обучающихся  с образовательным социумом, в критическом освоении наблюдаемых социальных перемен, порожденных атакующим планету коронавирусом.

 В современных условиях компьютерных и коммуникационных технологий картина дистанционного обучения наполняется обновленным содержанием,  наблюдается ряд преимуществ компьютерных телекоммуникаций в контексте обучения: это не просто и одновременно интересно. Главная роль в этих изменениях принадлежит преподавателю, который и учит, и сам вынужден постоянно учиться. Перед преподавателем стоит задача освоения многих новых технологий, быть на ты с цифровыми ресурсами, оценить  преимущества образовательных платформ, быть более высоко интеллектуально подготовленным в сфере модернизирующегося образования, чем прежде. На наш взгляд,  в условиях дистанционного обучения  основная цель  преподавателя -  решение вопроса доступности источнка знаний, объективности оценки знаний,   полноценное обучение студентов и каждого студента в отдельности. Самое главное, чтобы студенты, подрастающая молодежь получили качественное образование, не забывали свой язык, культуру,  историю, ориентировались ими на пути в будущее [2]. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет гражданственность и национальная идентичность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите,  уважать и способствовать  сложившимся за годы независимости в Казахстане  традициям общественного согласия и единства народа Казахстана.

Программа «Рухани жаңғыру», ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца.

Программа модернизации общественного сознания позволяет консолидировать общество, объединить интеллигенцию, молодежь, представителей всех слоев населения вокруг идей, провозглашенных Главой государства. Реализация всех направлений модернизации проходит с учетом потребностей социума, при активном вовлечении научно-экспертного сообщества, представителей гражданского общества, молодежи.

Нынешнее выступление Президента только подтверждает верность тех прежних интуиций, правильность заложенных в книге интенций, которые сегодня обретают характер политико-философской доктрины, цельной, мировоззренческой политики.

 

Литература

 

1.  Назарбаев Н.А «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» / Н.Назарбаев. [Электронный ресурс] .

 2./http://www.akorda.kz/ru/special/events/akorda_news/press_conferences/course-towards-the-future-modernization-of-kazakhstans-identity  (дата вхождения 17.04.2020).